Круглый стол «Пути решения основных проблем, препятствующих развитию рисовой отрасли Краснодарского края»
Некоммерческим партнерством «Южный рисовый союз» совместно с министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края 27 июня 2017 года в ФГБНУ «ВНИИ риса» был проведен круглый стол на тему «Пути решения основных проблем, препятствующих развитию рисовой отрасли Краснодарского края».
С приветственным словом выступил министр сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края Федор Иванович Дерека. Модератором круглого стола являлся исполнительный директор НП "ЮРС" Радченко Михаил Григорьевич.
Активное участие в дискуссии по вопросам повестки дня приняли заместитель министра сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края Тимофеев Михаил Николаевич, заместители директора ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» Дорошев Иван Александрович и Онищенко Марина Александровна, специалист-эксперт НП «ЮРС» Мирзоян Ольга Витальевна, заместитель начальника отдела экологического и земельного надзора Управления Росприродназора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Федюн Николай Викторович, начальник отдела дознания и административной практики Главного Управления МЧС России по Краснодарскому краю Остапенко Денис Николаевич.
По итогам круглого стола была выработана резолюция, текст которой представлен ниже.
РЕЗОЛЮЦИЯ ПО ИТОГАМ КРУГЛОГО СТОЛА
1. О поддержке рисовой отрасли Краснодарского края в части компенсации затрат на услуги по подаче и отводу воды.
С учетом того, что за последние годы тариф на услуги по подаче и отводу воды увеличился с 300 руб./га в 2006 году до 4700 руб./га в 2017 году, участники круглого стола считают целесообразным:
1.1. Некоммерческому партнерству «Южный рисовый союз» (НП «ЮРС») совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (МСХ РФ) проработать предложения по «замораживанию» тарифа на услуги по подаче и отводу воды на ближайшие 2 года на уровне 3700 руб./га.
1.2. НП «ЮРС» направить предложения в МСХ РФ о пересмотре методики расчета согласно приказа МСХ РФ № 79 от 18 февраля 2013 г. в части оказания услуг по подаче и отводу воды на посевы риса.
2. О ситуации по признанию права собственности Российской Федерации на рисовые оросительные системы Кубани. Комплекс мероприятий по защите прав собственников на земли сельскохозяйственного назначения (рисовые чеки).
В 2014 году Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (Теруправление) начало работы по межеванию, постановке на кадастровый учет и признанию права собственности РФ на рисовые оросительные системы Краснодарского края как объекта капитального строительства. Площадь этих объектов определялась на основании актов ввода в эксплуатацию 1960-1970-х годов, куда были включены и земли сельскохозяйственного назначения.
И уже в 2016 году Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Приказом от 16.12.2016 г. № 953/пр ввело в действие СП 100.13330.2016 «СНиП 2.06.03-85 «Мелиоративные системы и сооружения», согласно которому в состав рисовой оросительной системы, помимо элементов гидротехнических сооружений, должны входить рисовые (поливные) карты, состоящие из отдельных чеков, что по сути узаконило работу Теруправления по оформлению права собственности Российской Федерации на рисовые оросительные системы Краснодарского края.
Включение рисового чека в состав рисовой оросительной системы является, с нашей точки зрения, недопустимым, так как такой подход лишает большое количество юридических и физических лиц права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения. Таким образом, привлекательность инвестирования в рисовую отрасль и ее развитие становится неперспективной, из-за реальной возможности потери прав собственников на свое имущество.
Участники круглого стола считают необходимым:
2.1. С целью урегулирования правового статуса рисовых чеков, в части разграничения мелиорируемых земель и мелиоративной системы, обратиться в МСХ РФ с целью ускорения внесения проекта Федерального закона «О мелиорации земель» в Правительство Российской Федерации до 05.07.2017 г.
2.2. Для уточнения границ и площади рисовых оросительных систем (РОС), путем исключения из их состава площади рисовых чеков, согласовать и провести работу НП «ЮРС» с ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» по технической инвентаризации одного из объектов РОС, переданных в оперативное управление ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» до 01.11.2017 г.
3. О необходимости внесения изменений в систему законодательных актов Российской Федерации и Краснодарского края по вопросу разрешения сжигания рисовой соломы.
С началом перехода к выращиванию риса в Краснодарском крае по интенсивной технологии остро стал вопрос утилизации побочных продуктов его производства (лузги и соломы). И если за последние годы проблему использования рисовой лузги удалось решить (сегодня она используется для производства диоксида кремния, подстилки в птицеводческом комплексе, выработке тепловой энергии и т.п.), то разработать эффективные способы утилизации рисовой соломы, с учетом сжатых сроков уборки и неблагоприятных погодных условий, не удалось. На сегодняшний день единственным эффективным способом утилизации рисовой соломы остается ее сжигание.
30 ноября 2016 года глава Администрации (губернатор) Краснодарского края обратился с просьбой к Президенту Российской Федерации В.В. Путину о разрешении сжигания рисовой соломы при условии соблюдения мер противопожарной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2017 г. № 316 «О внесении изменения в пункт 218 Правил противопожарного режима в Российской Федерации» разрешено выжигание рисовой соломы при соблюдении условий, предусмотренным пунктом 72 Правил противопожарного режима.
Однако существует несколько других федеральных и краевых нормативно-правовых актов, где вопрос сжигания рисовой соломы не урегулирован. С этой целью:
3.1. НП «ЮРС» совместно с министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края продолжить работу по внесению изменений в законодательные акты Краснодарского края, в части утилизации рисовой соломы, для рассмотрения на ближайшей сессии Законодательного собрания Краснодарского края до 10.07.2017 г.
3.2. Для исключения противоречий в законодательной базе Российской Федерации обратиться в МСХ РФ по инициированию вопроса перед Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации о внесении изменений в Федеральный закон №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
3.3. НП «ЮРС» способствовать продвижению технологий по утилизации рисовой соломы и рисовой лузги. В качестве пилотного проекта предложить рисосеющим хозяйствам Краснодарского края установку для сжигания рисовой соломы на территории Славянского и Красноармейского районов, разработанную ООО «Союзпроект» (г. Ковров Владимирской области), до 01.10.2017 года.