Главная / Мероприятия / 12.05.2014 заседание комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии.

12.05.2014 заседание комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии.

12.05.2014 состоялось заседание Высшего экологического совета Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии по вопросу «О проблемах законодательного обеспечения повышения плодородия и охраны почв».

На данном мероприятии с докладом и предложениями по вопросу утилизации рисовой соломы, выступил Председатель Совета НП «ЮРС» Лобач И.А.

Краткие тезисы выступления.

Обеспечение повышения плодородия и охраны почв это главная задача, которая стоит перед нами как людьми ответственными перед будущими поколениями. К сожалению, на протяжении последних, как минимум, 50 лет мы наблюдаем безжалостную эксплуатацию природного плодородия почв без сохранения баланса питательных веществ и соблюдения севооборота, что, в свою очередь, приводит к значительным потерям гумуса и деградации почв. Так только за последние 30 лет содержание гумуса в кубанских черноземах снизилось с 4,1 до 3,7 процента. На наш взгляд это, прежде всего связано, с нарушением сельхозтоваропроизводителями традиционно сложившихся научно обоснованных севооборотов обеспечивавших естественное восстановление плодородия и сокращения объемов использования органических удобрений.  При этом имеются несколько основных проблем требующих законодательного стимулирования сохранения и восстановления плодородия почв:

1)    соблюдение севооборота

2)    сохранения баланса выноса и внесения в почву питательных веществ

3)    сохранение лесозащитных насаждений

4)    борьба с так называемыми «сельскохозяйственными палами»

У нас не мало как федеральных, так и региональных законодательных актов, которыми мы пытаемся регулировать вопросы сохранения почвенного плодородия, но все они имеют разрозненный или неконкретный характер, не позволяющий принимать эффективные меры по их реализации. Так, например, в Земельном Кодексе РФ (ст.45) сказано, что если землепользователь ухудшает почвенное плодородие, то земельный участок у него может быть изъят в судебном порядке и ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (ст.6). Но при этом имеющиеся критерии оценки  (постановление Правительства РФ от 22.08.2011. № 612) не смогут быть применены еще 45 ближайших лет (или же только в рамках экологической/технологической катастрофы). В результате эта норма закона не действует (во всяком случае, мне не известны факты ее применения). Думается, что необходимо четко сформулировать критерии ущерба и методику их определения в рамках федерального закона. В качестве примера можно взять закон от 7.06.2004 № 725 КЗ Краснодарского края «Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения

на территории Краснодарского края» и постановление губернатора Белгородской области от 4 февраля 2014 г. N 9 «Об утверждении положения о проекте адаптивно-ландшафтной системы земледелия и охраны почв».

         Но при этом, конечно же, необходимо очень внимательно соотносить технологические возможности современного аграрного производства по исполнению принимаемых законодательных и нормативных актов, чтобы не получилось  так как с рисовой соломой. Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» запрещено сжигание пожнивных остатков риса, т.к. нет разрешения*, но про этом никто не учел, что технология производства риса с самого начала эксплуатации рисовых оросительных систем предусматривала утилизацию рисовой соломы методом сжигания, так как эффективных способов механической заделки ее как не было, так до сих пор и не выработано.

*Ст.14, п.5 «При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ)»

 

При этом параметры проблемы столь существенны, что могут стоить России потери целой импортозамещающей отрасли сельского хозяйства.

Так объем рисовой соломы требующей утилизации – до 1 млн. тонн в год (2 млн. тюков или 125 тыс. рейсов автомобилей Камаз)

Срок проведения утилизации (освобождения полей) очень короток –  не более 60 дней. При этом затраты на пресование и транспортировку только до края поля составят дополнительно для производителей риса   - 7 400 руб. или 16% от затрат на 1 га.      В связи с вступлением России в ВТО рентабельность производства риса и так скатилась до 10% и мы практически уже не можем конкурировать даже с итальянцами, которым разрешено сжигание рисовой соломы на расстоянии не менее 100 м от дорог и домов при обязательном контроле за процессом сгорания, желательно в безветренную погоду. Наш союз считает целесообразным в первую очередь перенимать опыт западных стран, способствующий сохранению конкурентоспособности своих производителей при максимальном соблюдении интересов всех сторон.

Одновременно необходимо в соответствии с тем же федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха»** разрабатывать меры стимулирования хозяйствующих субъектов по внедрению в производство альтернативных методов утилизации соломы. И это не обязательно бюджетные средства. В первую очередь надо создать условия привлекательные для частных инвестиций. Ведь если мы только решим проблему регламентирования передачи вырабатываемой на теплоэлектростанциях  электроэнергии по сетям, принадлежащим сегодня фактически монополии, то частный капитал решит проблему сжигания рисовой соломы. Сегодня же малая энергетика неэффективна из-за тарифов на приемку электроэнергии  в сети.

** Статья 12. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух

 

Предложения

1.            В связи с тем, что рисовые оросительные системы являются стационарными инженерными сооружениями построенными в 60-70 годы  двадцатого века, а технология производства риса предусматривает утилизацию рисовой соломы методом сжигания и другого эффективного способа до насоящего времени не существует предлагаем: «Распространить действие ст.12 закона Российской Федерации от 4.05.1999г. «Об охране атмосферного воздуха» на рисовые оросительные системы и отходы вырабатываемые при выращивании риса».

2.     Анализ действующей на сегодня нормативной базы в области охраны окружающего воздуха показал, что в соответствии со статьей 12 «Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух», Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», при не возможности соблюдения нормативов предельно допустимых выбросов, территориальными федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, могут устанавливается временно согласованные выбросы, которые определяется по специально разработанной методике, учитывающей ущерб от загрязнения по каждому вредному элементу.

  В сложившихся условиях, на наш взгляд, целесообразно применять уже разработанную научно-исследовательским институтом прикладной и экспериментальной экологии (в соответствии с техническим заданием министерства природных ресурсов Краснодарского края),  методику расчета ущерба окружающей среде при утилизации производственных отходов, в том числе и от сжигания рисовой соломы для расчета платы за ущерб окружающей среде при ее утилизации.

3.                Одновременно с этим в соответствии с п. 4 статьи 12 «Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздуху и вредных физических воздействий на атмосферный воздух», Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», разработать и до 1.05.2014 г. принять  федеральную целевую программу по  доведению выбросов от утилизации  рисовой соломы до нормативных, которая бы предусматривала план мероприятий направленных на уменьшение выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и разработку научными учреждениями экономически эффективной технологии утилизации рисовой соломы и переоснащении конкретных субъектов

 производства.

 

Новости

Казахстан: Иран заинтересован в поставках казахстанского риса в больших объемах

 подробнее


Минсельхоз намерен ввести квоты на импорт иностранных семян

 подробнее


Требования к регионам по поддержке аграриев предлагают ужесточить

 подробнее


архив новостей