Агроавиация Новости

2025 год – сертификация ЛМС-901 «Байкал» и начало серийного производства на заводе в ДФО

В Комсомольске-на-Амуре в декабре уходящего года начнётся строительство нового авиазавода, который будет заниматься серийным производством самолёта ЛМС-901 «Байкал». Об этом в ходе прямой линии 6 декабря заявил губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярёв.

Цеха планируется построить к концу 2024 года, а в 2025 году – приступить к сборке самолёта. Агрегаты и комплектующие для ЛМС-901 будут выпускать на Уральском заводе гражданской авиации. В Комсомольске-на-Амуре будет осуществляться непосредственная сборка самолёта.

К концу 2022 года УЗГА подписал предварительные договоры на поставку 49 машин с пятью авиакомпаниями:

  • «КрасАвиа» – 10 ВС, в 2025-2029 г.г.
  • «Аэросервис» – 7 ВС, в 2025-2028 г.г.
  • Фонд развития санитарной авиации и ООО «Хели-Драйв Северо-Запад» – 27 ВС, которые будут эксплуатироваться в «Национальной системе санитарной авиации», сроки поставки – 2025-2030 годы
  • «Нарьян-Марский объединённый авиаотряд» – 5 ВС, в 2026-2030 г.г.

В 2023 году подписан предварительный договор на поставку трёх самолётов «Байкал» для авиакомпании «Витязь-Аэро» со сроком поставки в 2026-2028 годах. Подписан твёрдый контракт с ГТЛК о поставке десяти самолётов для авиакомпании «Аврора», они будут эксплуатироваться в Хабаровском крае.

Основным заказчиком самолёта «Байкал» станет Единая дальневосточная авиакомпания «Аврора». Согласно подписанному в рамках ВЭФ-2023 соглашению о намерениях, 95 ВС ЛМС-901 должны пополнить флот «Авроры» в 2026-2030 годах. В Республике Бурятия планируется эксплуатировать пять воздушных судов данного типа, в Республике Саха (Якутия) – 25, в Хабаровском крае – 17, в Забайкальском крае – 14, в Чукотском автономном округе – пять, в Амурской области – 14 и в Еврейской автономной области – два.

В соответствии с планами Комплексной программы развития авиаотрасли первые пять самолётов УЗГА должен изготовить в 2024 году. В 2025 – 15, затем четыре года подряд по 24 ЛМС-901 и с 2030 года выйти на выпуск 34 самолётов ежегодно. Всего с 2024 года по 2030-й планируется построить 154 «Байкала».

ЛМС-901 «Байкал» изначально проектировался под импортный двигатель, но он должен быть заменён на ВК-800СМ. Опытно-конструкторские работы по двигателю ведёт УЗГА. В сентябре 2022 года на собственной стендовой базе дивизиона «Двигатели» завод приступил к стендовым испытаниям газогенератора ВК-800. Выполнялись холодные прокрутки и «горячие» запуски, в ходе которых газогенератор был выведен на рабочий режим. В период с 15 января по 17 марта 2023 года успешно прошла испытания на стенде ЦИАМ автономная установка камеры сгорания двигателя.

В начале апреля 2023 года генеральный конструктор дивизиона «Двигатели» УЗГА Сергей Вакушин сообщил, что до конца года ВК-800СМ должен поступить на лётные испытания в составе летающей лаборатории Як-40ЛЛ в СибНИА, а на третий квартал 2024-го запланирован первый полёт самолёта «Байкал» с двигателем ВК-800СМ. Завершение сертификации ЛМС-901 намечено на конец 2025 года.

Серийный выпуск двигателей ВК-800СМ на УЗГА будет развёрнут также с 2025 года. Комплексная программа предусматривает в первый год серийного производства выпуск пяти силовых агрегатов, с 2026-го – по 25 двигателей в год, и всего до конца 2030 года должно быть произведено 130 единиц ВК-800СМ. С какими силовыми установками будут летать 24 из 154 самолётов ЛМС-901, в программе не объясняется. Первоначальная версия планов правительства РФ в 2022 году не предусматривала производство двигателей ВК-800СМ.

Первый полёт самолёта ЛМС-901 «Байкал» с импортным двигателем состоялся в 2022 году, его лётные испытания продолжаются, но самолёт не может поступить в серийное производство, т.к. не готовы производственные мощности под него, и машина не сертифицирована по большей части из-за неготовности силовой установки – объективный срок сертификации самолёта и начало его передачи авиакомпаниям – конец 2025 года. Предпосылок для выпуска пяти ЛМС-901 в 2024 году не просматривается.
Источник: Авиация России
Made on
Tilda